Основная общеобразовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Кочалинский детский сад»
Аннотация
к основной образовательной программе дошкольного образования
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Кочалинский детский сад».
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида разработана в соответствии с
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-СанПин 2.4.1.3049-13;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
Цели Программы:
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.
-Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.
-Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
- Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
- Повышение социального статуса дошкольного образования.
Задачи Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Включает особенности образовательного процесса
(региональные, национальные, этнокультурные, климатические и другие):
В программе предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы представлено по областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» которые включают в себя регламентированные виды деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная).
Данная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательная программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Содержание
Ι. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка………………………………………………….....7
1.1. Цели и задачи реализации программы………………..................................7
1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………........8
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.3.1. Режим работы ДОУ……………………………………………………….10
1.3.2. Характеристика групп дошкольного образовательного учреждения...11
1.3.3. Характер взаимодействия взрослых и детей…………………………...11
1.3.4. Язык реализации программы…………………………………………….11
1.3.5. Характеристики особенностей развития детей ………………………...12
2. Планируемые результаты освоения программы..………………...……18
2.1. Целевые ориентиры ………………………………………………………..18
2.2. Раннее детство………………………………………………………………19
2.3. Дошкольное детство ………………………………………………….……20
2.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей)……………………………………………………………………………..27
3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений……….28
3.1. Планируемые результаты освоения парциальной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» …………………………… …………….…29 3.2. Планируемые результаты освоения программы «Родной край» ….…..30
ΙΙ. Содержательный раздел.
1. Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям………………..……………………………………………………….33
«Социально-коммуникативное развитие»…………………………………..…34 «Познавательное развитие»…………………………………………………..…69 «Речевое развитие»………………………………………………………………84 «Художественно-эстетическое развитие»…………………………………….. 97 «Физическое развитие»…………………………………………………. …….127 2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений ……..140
3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы………………………………………………………………..…….149
4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………….…………………………………………………………...196
5. Способы и направления поддержки детской инициативы ……………....197
6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ……………………..………………………………………..…200
7. Содержание работы психолого – педагогической службы ДОУ…………203
Материально-технического обеспечения программы……………………….206
1.1 Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания……………………………………………………………………206
Организация режима пребывания детей в ДОУ…… ……………………..213
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…...215
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………...217
ΙV. Дополнительный раздел
Краткая презентация Программы……………………………………….221
1. Категория детей, на которых ориентирована Программа
2. Основные подходы к формированию программы
3.Используемые Примерные программы
3.Характер взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Ι. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Кочалинский детский сад» (далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (далее – образовательные области) – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основная образовательная программаразработана на основании следующего нормативно – правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30 августа 2013 годаN 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель реализации Программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Образовательная программа направлена на реализацию задач:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
При разработке Программы учитывались следующие основные принципы
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Программа предусматривает реализацию основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации развития детей.